На краю хутора стоит небольшая, ладно сделанная хата. С виду небогата, но люди живут. Занимаются своим трудом, никому не мешают. Вот только Дий Мэдвидь, лихой козак, с войны вернувшийся, по вечерам своё возвращение празднует – весело играет бондура, льется мед рекой…а там и до драки не далеко...
Хорошо, дядька ему разойтись не даёт. Строгий, но справедливый Феофан принял его в семью после того, как отец Дия, Дамъян Мэдвидь, с войны-то и не вернулся, а мать с горя померла, у окошка сидючи, все мужа ожидаючи. Эх, славный был козак! Как любила ребятня с соседских хат послушать как он бает про разную чертовщину, что водится на белом свете, да посмотреть на дивные завитушки из дыма, что пускает он из своей люльки.
И всё бы хорошо, только у дядьки своё детё ещё не выросло, к тому ж и не одно чадо у погибшего козака было.
А была у него еще дочь Леся, родная сестра Дия, и самая младшенькая Ольга. Старшую дядя все замуж выдать хочет, говорит, негоже ей уже в девках ходить. А она знай только смеется да отнекивается от просватанных женихов…и поди разведай, о чем, а может и о ком она вздыхает, вышивая рубаху брату.
Однако ж выдать просто - за неё парубки и так друг с другом вздорят, только одна Ольга на хозяйстве-то не справится, мала еще. Корову подоить, в огороде поработать, еды наготовить. А ведь один Вовка, сын Феофана за троих ест. Соседи только и дивятся – вроде и отрок, а ест, как... Много ест, в общем.
Как уж тут прожить, когда своих полон дом, и ещё гости частенько заглядывают. Но дядька Феофан ремеслом занялся – ложки-чашки из дерева вырезает так, что прослыли они самыми лучшими на хуторе.
Жаль сыну такое дело не по душе. Малец всё брата двоюродного вопросами занимает, мол что, как там на войне. Шашку в руках видит он, да повод коня...